В России может быть создан фонд земель, которые предстоит ввести в сельхозоборот.
По данным Минсельхоза, сегодня по делу не используется около 40 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Таковы последствия бесконтрольной приватизации 90-х годов, когда земли разорившихся колхозов массово скупали новые собственники в расчете обогатиться при последующей перепродаже. Таких заброшенных участков по стране десятки тысяч, а между тем на них могла бы колоситься рожь, зреть кукуруза или картофель.
Эффект от повышенных штрафов и налогов для собственников неиспользуемой земли оказался кратковременным. Для эффективного использования земли нужны не только запретительные, но и стимулирующие меры. К последним относится идея создания фонда неиспользуемых сельхозземель, которая прорабатывается в Минсельхозе.
«В последние годы агропромышленный комплекс показывает уверенный рост, развиваясь по пути импортозамещения, его продукция имеет все больший вес в экспортном потенциале страны. Между тем из 400 миллионов гектаров (такова, по данным Росстата, общая площадь сельскохозяйственных земель в РФ) одна десятая часть земли у нас искусственно выведена из оборота. С такой ситуацией дальше невозможно мириться. Нужны действенные механизмы возврата таких земель в сельскохозяйственный оборот», – считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.
В Правительстве такую позицию разделяют. В 2016 году началось активное наступление на «серых латифундистов», скупивших сельхозземли. Изменения в законодательстве коснулись Земельного кодекса, закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и КоАП. Были значительно повышены штрафы за нецелевое использование сельхозземель (они теперь исчисляются исходя из кадастровой стоимости участка). Кроме того, появилась и процедура изъятия такого участка через суд.
«За три года после принятия закона об изъятии было введено в оборот 369 тысяч гектаров ранее используемых не по назначению сельхозземель», – отмечает заместитель директора департамента земельной политики Минсельхоза Роман Шуранов.
Однако отношение к подобным успехам у экспертов неоднозначное. Член экспертного совета аграрного комитета Совета Федерации, юрист по земельным вопросам Владимир Солдатенков считает, что эти результаты никак не соответствуют поставленным в госпрограмме масштабным задачам по введению в оборот пахотных земель.
«В основном успехи достигнуты в так называемом плодородном поясе – Краснодарском, Ставропольском краях и так далее. В этих регионах, даже несмотря на то, что сельхозземли какое-то время не использовались, они все же сохранились во вполне пригодном агрономическом состоянии и их можно ввести в оборот с минимумом затрат. Претендентов на такие участки, как правило, много, и их владельцы, как только стали получать штрафы из Госземнадзора за нецелевое использование, выставляют такие участки на торги и избавляются от них. Однако в регионах Нечерноземья, степных областях и так далее совсем другая ситуация: там доля введенных в оборот сельхозземель по-прежнему ничтожно мала», – констатирует он.
Одной из причин невысоких темпов введения в оборот используемых не по назначению сельхозземель является сложность процедуры изъятия таких участков у собственников.
«В Конституции четко сказано, что собственность может быть изъята только по решению суда», – напоминает Солдатенков. – «Суды – это долгая процедура. За это время недобросовестные собственники успевают переуступить права на неиспользуемый земельный надел и тем самым уйти от ответственности».
Однако сложность процедуры изъятия через суд далеко не единственная причина, почему муниципальные власти не спешат прибегать к ней. За 2018 год из 117 случаев выявления используемых не по назначению сельхозземель в суды муниципальные власти обращались лишь шесть раз. Почему не проявляют активности муниципальные чиновники?
Сенатор от Тверской области Андрей Епишин напоминает, что земельный налог – один из важнейших источников дохода муниципалитетов. Однако в случае с изъятием земли у нерадивого собственника муниципалитеты часто сталкиваются с ситуацией, когда они теряют налоги, поскольку желающих купить такой участок с торгов просто не находится. Это подтверждают и эксперты.
Дело в том, что неиспользуемая несколько лет, а то и десятилетий земля теряет свои агрономические качества. Зачастую на таком наделе успевает вырасти настоящий лес, и чтобы обратить его снова в пашню, нужны немалые средства. «Стоимость введения в оборот одного гектара залежей зависит от степени запущенности этих земель», – рассказывает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. – «Если на земле вырос лес, то сначала идет выпилка деревьев, раскорчевка пней, затем двойное дискование, вспашка и боронование. При таких «тяжелых» залежах стоимость их обработки может доходить до 20 тысяч рублей за гектар».
Решением в данной ситуации могло бы стать создание фонда неиспользуемых сельхозземель. Эта идея была озвучена главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым на совещании в Правительстве.
Как пояснил министр, создавать такой фонд в его ведомстве предлагается в виде унитарной некоммерческой организации на основании указа президента. Через фонд неиспользуемые сельхозземли после процедуры изъятия будут выкупаться у муниципальных властей, а потом передаваться на льготных условиях тем, кто обязуется использовать землю для агропроизводства. Это позволит привлекать собственников из других регионов.
Кстати, прецедент такого распределения уже создан на примере «дальневосточного гектара». Впрочем, в Минсельхозе не исключают, что для учреждения фонда может понадобиться и отдельный законопроект. Если будет принято такое решение, то документ поступит в Госдуму в осеннюю сессию.
«Мы, конечно, поддержим такой законопроект, поскольку он значительно оживит процесс передачи неиспользуемых сельхозземель рачительным собственникам и будет способствовать увеличению производства продовольствия», – отмечает Владимир Плотников.
При этом депутат напомнил, что механизм государственной поддержки фермеров, которые взялись осваивать не используемые ранее сельхозземли, существует и сегодня. «В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий», – рассказал первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. – «Государство возместит 20-30 процентов понесенных затрат в зависимости от региона».
В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий.
Важно навести порядок и с реестром владельцев сельхозземли. «Нужно провести всеобщую инвентаризацию всех земель сельхозназначения», – считает Владимир Плотников. По его словам, сегодня поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и документы лишь 20 процентов сельхозземель. Другое важное направление касается уточнения критериев «неиспользования» земель сельхозназначения. Депутат отметил, что существующие критерии (определены постановлением Правительства) часто недостаточны для того, чтобы Россельхознадзор привлекал к ответственности нерадивых собственников.
Все это важные меры, но основной заботой Правительства в ближайший год будет все же поиск механизма, который бы гарантировал, что изъятые неиспользуемые сельхозземли доставались бы тем, кто будет их обрабатывать.