Зерно снова дешевеет: что делать?
Россия в 2019 году вновь собирает урожай, близкий к рекордному: прогноз Минсельхоза предполагает цифры на уровне 118–120 млн тонн, из которых 75–81 млн тонн придутся на пшеницу. Но уже в начале сентября первые центнеры из этих впечатляющих тонн начали гнить, а цена на зерно — ползти вниз. Что делать фермеру — оставлять урожай на хранении в ожидании лучшего момента или продать сейчас?
К ответу на этот вопрос сводится, по большому счёту, вывод об удачности или неудачности года. Как отмечает Александр Корбут из Российского зернового союза, пик цен чаще всего приходится на весенние месяцы. Он не советует хранить зерно год и более, поскольку к следующему августу вырисовывается картина нового урожая, и цена почти наверняка резко упадет — так, в 2017 году она обвалилась с 11,5 тыс. руб./т в апреле до 7,7 тыс. руб./т в начале сентября.
Единственная ситуация, при которой длительное хранение может быть выгодно, — это провальный зерновой год. Но спрогнозировать это сегодня невозможно: получается, что оставляя в хранилище пшеницу до следующей осени, вы играете в лотерею. Начиная с 2000 года, с поправкой на рост производительности и площадей, действительно неурожайных лет было три: 2003, 2010 и 2012. Три из девятнадцати — так себе шансы удачно сыграть на понижении.
Продавать зерно прямо сейчас, в сентябре, имеет смысл, если вам срочно нужны деньги, или если ваш урожай крайне низкого качества. К слову, именно качество зерна — тот критерий, который куда лучше скажется на экономическом благополучии хозяйства, чем валовой сбор: пшеницу высокого класса и подержать можно подольше, и рыночным колебаниям она подвержена меньше.
Источник: «Российская газета»